Rambler's Top100    Sleep.Ru - На главную страницу
2-я Российская школа-конференция “Сон - окно в мир бодрствования”
 пред. | след. >> оглавление тезисов    ENGLISH



СОН КАК ФАКТОР РЕЗЕРВОВ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ

Воронина Г.А., Малых Т.В.
Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

SLEEP AS A FACTOR OF ADAPTATION RESERVES OF ORGANISM TO EDUCATIONAL LOADING

Voronina G.A., Malyh T.V.
Vyatka State University of Humanities, Kirov

Снижение уровня здоровья детей и учащейся молодежи делает необходимым изучение факторов, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности подрастающего поколения. С этой целью нами проводится комплексное мониторинговое исследование адаптации студентов и учащихся 1-2 классов к учебным нагрузкам. Методики исследования: изучение адаптации к учебным нагрузкам с анализом показателей умственной работоспособности, качественной и количественной характеристикой внимания, скорости переработки информации с помощью модифицированных корректурных таблиц; исследование вариабельности сердечного ритма по методике Баевского Р.М.; анкетирование с анализом образа жизни и включением одного из важных вопросов оценки количества и качества сна. Всего обследовано 330 студентов ВятГГУ и 220 учащихся школы и лицея.

Анализ результатов исследования показал, что снижение работоспособности у 94% студентов объясняется, прежде всего, нарушением режима сна, питания, двигательной активности. Продолжительность сна у 20% студентов соответствует физиологической норме, составляя в среднем 7,2 0,25 ч., а во время экзаменационной сессии у 29% студентов - 5,3 0,16 ч. При анализе работоспособности оказалось, что сон продолжительностью даже 8-9,5 часов у 59% исследуемых недостаточен для восстановления организма. Следствием нарушения режима сна явилось снижение показателей адаптации и ухудшение здоровья у 41% студентов.

Нагрузки учащихся начальной школы по интегральным показателям сердечно-сосудистой системы сравнивают не только с нагрузками студентов, но даже космонавтов в состоянии невесомости (Безруких М.М., 2001). В наших исследованиях выявлено, что на протяжении учебного года от 69 до 82% детей спят меньше физиологической нормы в среднем на 1 ч. (9,5 0,1 ч.), причем меньше 9 часов спят около 28% детей. В то же время скорость переработки информации у детей, имеющих нарушение режима сна, отличается незначительно (на 2%) в сравнении с остальными учащимися. Результаты исследования позволяют говорить о том, что поддержание оптимальной работоспособности происходит за счет напряжения адаптационно-приспособительных механизмов. Подтверждением этому служит наличие выраженного функционального напряжения, что является признаком неадекватного ответа организма на воздействие факторов окружающей среды, дисрегуляцию вегетативных функций и снижению резервов сердечно-сосудистой системы организма. Рассмотрение вопросов адаптации, работоспособности и сна на основе потребностно-информационной теории (Симонов П.В., 1987) позволяет дать анализ индивидуальных особенностей взаимодействия ребенка с информационным пространством, объяснить его проблемы со здоровьем и учебой, а также разработать стратегию помощи обучающимся.

 


 
2-я Российская школа-конференция по сну :    Тезисы | Abstract list (ENGLISH)    
     Наверх Sleep.Ru :     Оборудование  |  Конференции  |   Библиотека  |  Ссылки      
  © 2001 Sleep.Ru   Rambler's Top100